Доля продается обществу
Встречается и такая ситуация. Учредитель продает свою долю, но другие участники приобретать ее отказываются. А между тем в уставе прописано, что продажа долей третьим лицам запрещена. Что делать учредителю?
При таком развитии событий он имеет полное право потребовать, чтобы само общество купило у него долю и выплатило ее действительную стоимость. Чтобы у руководства фирмы не было возможности "юлить", необходимы доказательства отказа от покупки всех остальных участников общества. Хорошо, если на руках у продавца доли есть письменные отказы. Если же их нет, то нужно представить письма, которыми участники общества оповещались о предложенной им доле. В доказательства отсылки этих писем можно предъявить уведомления о вручении заказных писем адресатам.
После предъявления таких доказательств общество обязано выкупить долю учредителя. Это предусмотрено в пункте 2 статьи 23 Закона N 14-ФЗ. При этом, согласно пункту 7 этой же статьи 23, предложенная доля переходит к обществу в тот момент, когда учредитель предъявит свое требование о выкупе.
Для документального оформления этой сделки руководству фирмы придется провести собрание участников. В соответствии со статьей 24 Закона N 14-ФЗ, на нем следует принять решение о судьбе приобретенной доли. Распорядиться ею необходимо в течение года следующим образом:
продать долю учредителям общества;
распределить ее между ними;
реализовать третьим лицам.
Если ни один из этих вариантов невозможен, то на величину этой доли необходимо уменьшить уставный капитал общества.
Помимо этих принципиальных решений, собрание должно поручить специальной комиссии или конкретному исполнителю расчет действительной стоимости доли участника. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 14-ФЗ в первую очередь нужно найти отношение стоимости продаваемой доли к общей величине уставного капитала фирмы. Затем полученный результат следует умножить на сумму чистых активов общества.
Как мы уже хорошо знаем, сумма чистых активов рассчитывается в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 года N 10н, 03-6/пз. Действительная стоимость доли определяется на основании данных бухгалтерской отчетности: нужно взять бухгалтерский баланс за последний отчетный период перед тем, как учредитель обратился к обществу с требованием о приобретении его доли. Так, например, если учредитель выставил свое требование о продаже в августе, то понадобится баланс за полугодие.
После определения действительной стоимости доли ее надо сравнить с разницей между стоимостью чистых активов и размером уставного капитала общества. Деньги, которые фирма выплатит бывшему учредителю, выплачиваются именно за счет этой разницы. При этом, согласно пункту 8 статьи 23 Закона N 14-ФЗ, если величина данной разницы не покрывает стоимости выплачиваемой доли, то обществу придется уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму.
Похожие работы:
- Доля продается обществу
Встречается и такая ситуация. Учредитель продает свою долю, но другие участники приобретать ее отказываются. А между тем в уставе прописано, что продажа долей третьим лицам запрещена. Что делать учред...
- Бухгалтерский учет и налогообложение при продаже доли обществу
Доли, которые выкупило общество, должны отражаться на счете 81 "Собственные акции (доли)".
Однако есть одна трудность. Дело в том, что на этом счете следует указывать ту сумму, которую фирма выплачив...
- Обязательная доля в наследстве
Вместе с тем при всей свободе, которая предоставляется гражданину в распоряжении принадлежащим ему имуществом на случай смерти, закон устанавливает одно-единственное ограничение этой свободы (ст. 1149...
- Матрица «рост-доля рынка»
В матрице БКГ используются два критерия: темп роста целевого сегмента в качестве индикатора привлекательности и доля рынка относительно самого опасного конкурента в качестве индикатора конкурентоспосо...
- В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Данные составляющие налога в терминологии КС РФ получили наименование "существенные элементы налогового обязательства", в теории налогового права - "обязательные элементы юридического состава налога". Понятие "обязательные" используется как противопоставление факультативным элементам (например, налоговым льготам). Плательщики земельного налога были рассмотрены при характеристике субъектного состава правоотношений по уплате земельного налога. Теперь рассмотрим каждый из элементов земельного налога. Объект налогообложения установлен ст. 389 НК РФ. Им признаются земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. Иных критериев определения объекта обложения земельным налогом не дано. Среди объектов налогообложения не перечислены части земельных участков и земельные доли. Вместе с тем части земельных участков являются самостоятельными объектами земельных отношений (ст. 6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок определяется как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в соответствующем порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является такой земельный участок, который может быть разделен на части; каждая из этих частей после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Следовательно, части неделимых земельных участков выведены из-под объектов налогообложения. Объектом обложения земельным налогом являются сами земельные участки, а не те или иные операции с ними (купля-продажа, дарение и т.п.). Не могут являться объектом налогообложения земельные доли, поскольку согласно ст. 38 НК РФ налогом облагается только объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. По сути, они представляют собой долю в праве общей собственности на земельный участок. Доля в праве может выступать объектом гражданских правоотношений, но не налогообложения. Применительно к земельному налогу объектом в данном случае будет являться сам земельный участок, правовой статус которого осложнен множественностью субъектов права на него. Налоговая база в соответствии со ст. 17 НК РФ является одним из основных элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. В основу исчисления суммы налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка. Тем самым законодатель связывает понятия "налоговая база" и "объект налогообложения". Кадастровая стоимость земельных участков определяется при государственной кадастровой оценке земель в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316. Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре. Налоговый период определен как календарный год (ст. 393 НК РФ). Предусмотрена возможность установления отчетного периода для уплаты авансовых платежей (представительными органами местного самоуправления при введении налога на своей территории). Отчетный период определяется исходя из порядка расчета суммы налога - нарастающим итогом с начала года. Соответственно ими будут являться I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков - физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, возможность установления отчетного периода не предусмотрена. Налоговая ставка рассчитывается согласно ст. 394 НК РФ. Базовые ставки составляют: 0,3% - в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель жилищного фонда; 1,5% - в отношении прочих земель. Конкретные ставки вводятся нормативными правовыми актами органов муниципального образования и не могут превышать базовые ставки, установленные НК РФ. Принятие главы НК РФ о земельном налоге позволит разрешить со временем наболевший вопрос о применении коэффициентов индексации ставок земельного налога. На протяжении длительного периода он являлся предметом судебных разбирательств, в том числе высшими судебными инстанциями (см., например, Определение КС РФ от 6 февраля 2004 г. N 48-О и постановление Президиума ВАС РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03). Теперь, после установления нового порядка расчета ставки земельного налога, необходимость ежегодной индексации ставок отпадет. Порядок исчисления налога установлен ст. 396 НК РФ и определяется стандартно - как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В отношении земельных участков на условиях жилищного строительства применяются повышающие коэффициенты: К 2 - в течение первых трех лет проектирования и строительства; К 4 - в последующие периоды вплоть до момента государственной регистрации; К 2 - при осуществлении индивидуального жилищного строительства физическими лицами. Подробно регламентирован случай возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода прав на земельный участок. В таком случае применяется коэффициент в виде отношения числа месяцев нахождения прав у плательщика к 12 месяцам года. Например, если земельный участок куплен в мае 2004 г., то налог исчисляется с коэффициентом 8/12, где 8 - число месяцев нахождения земельного участка в собственности в течение календарного года. Порядок и сроки уплаты налога регулируются ст. 397 НК РФ и подлежат установлению представительными органами муниципальных образований при введении налога на их территории, городов федерального значения - законодательными органами субъектов РФ. Порядок и сроки представления налоговой отчетности регламентированы ст. 398 НК РФ. Отметим, что ст. 17 НК РФ они не отнесены к обязательным элементам налога. Однако все вновь принимаемые главы НК РФ неизменно регулируют вопросы представления налоговой отчетности по конкретному налогу. Формами отчетности по земельному налогу являются: налоговая декларация; расчет авансовых платежей; налоговое уведомление. Налоговая декларация и расчеты предоставляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Срок представления декларации - до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления расчета авансовых платежей - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Порядок и сроки направления налогового уведомления содержатся ст. 52 НК РФ. Налоговый орган направляет уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты его направления. Поскольку направление уведомления является обязанностью налоговых органов, то, по общему правилу, налогоплательщики - физические лица не обязаны уплачивать налог до момента получения уведомления.
Основные понятия, которые используются при взимании сбора за пользование объектами животного мира:
животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно насел...